Я с самого детства любил марши, хотя в моей семье не было военных. Но особое отношение у меня к «Варшавянке» («Вихри враждебные веют над нами...»). Она однажды выручила меня в трудную минуту.
Однажды мы с коллегами по работе поехали за грибами. В сельской местности, где я живу, это распространённое явление. Конечно, выпили неплохо в дороге, и потом еще добавили уже в лесу. Пошли собирать грибы уже довольно весёлые. И где-то часа через два я, уже уставший, присел у берёзки передохнуть. И сам не заметил, как уснул. Проснулся часа через полтора или два: никого рядом не было. Покричал, но никто не отозвался. Потом оказалось, что мои, тоже подвыпившие, коллеги приняли неверное решение. Они, когда я не пришёл к автобусу, подумали, что я набрал грибов быстрее других и, чтобы никого не ждать, вышел на трассу. Поймал там попутку и уехал.
Но на самом деле я был в лесу. И, к своему сожалению, я почти никак не умел ориентироваться. Вспомнил что-то из школьной программы про мох, который растёт с северной стороны. Это никак меня не выручило. Я решил двигаться по наитию в ту сторону, откуда (как мне казалось) я пришёл. Потом выяснилось, что я пошёл на запад, хотя дорога была севернее.
Постепенно приходя в себя, я начал понимать, что дела мои не так уж хороши. Я шёл в неизвестном направлении, наугад, пытаясь найти дорогу. И, как назло, в голову лезли какие-то истории про то, как человека в лесу поломал медведь или загрызли волки.
Страшно, в общем-то, не было, но было как то не по себе. И в такой ситуации я начал петь. И первое, что пришло мне в голову, — это марши. Они сами по себе как-то воодушевляют. Я начал их петь, сначала не громко, а потом уже во всё горло.
И вот, когда я пел второй куплет «Варшавянки» («Наших сподвижников юные очи...»), вдруг меня вроде как окликнули. Я остановился, прислушался: было тихо. Крикнул, и, вот везение, мне отозвался голос. Через минуту я уже увидел своего спасителя, вернее спасительницу. Она оказалась пожилой женщиной из соседней деревни. Она тоже ходила по грибы. Я рассказал ей, что заблудился. Она ответила, что услышала какой-то поющий голос и крикнула: подумала, что кто-то здесь из деревенских.
Эта женщина и вывела меня из лесу. Ещё было не поздно, и я успел поймать попутку до посёлка. Я и раньше любил «Варшавянку», но с тех пор отношусь к ней особенно трепетно. И теперь, когда бывают какие-то сложные ситуации, а всегда напеваю именно эту песню.